Общение в малых группах презентация. Определение малой группы
Обществознание, профильный уровень
Урок 88-89
МАЛЫЕ ГРУППЫ
Д.З: § 34, ?? (с.359),
задания (с.359-360)
© ред. А.И. Колмаков
- объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
- систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
- Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий
- малая группа;
- условная группа;
- референтная группа;
- групповые нормы;
- социометрия;
- деиндивидуализация;
- групповая интеграция;
- дружеские отношения.
- Группы условные.
- Референтная группа.
- Межличностные отношения в группах.
- Интеграция в группах
разного уровня развития.
Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).
Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».
Проверь себя
- Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
- Укажите три признака малой группы как системы.
- Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
- Какими бывают малые естественные группы?
- Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
- Опишите виды отношений в малой группе.
- Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
А.1. К условной группе не относится
а) жители субъекта РФ;
б) люди с высшим образованием;
в) семья;
г) индивиды
А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
а) малая группа;
б) большая группа;
в) референтная группа
А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах
А. Первичная группа отождествляется с малой
Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.4. Что характеризует референтную группу?
а) нормативная и сравнительная функции;
б) не значима для человека;
в) группа, где человек не имеет эталона поведения
А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений
а) условная;
б) реальная;
в) естественная;
г) лабораторная
А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?
а) группа членства;
б) условная группа;
в) реальная группа;
г) большая группа
А.7. Верны ли следующие суждения?
А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.
Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.8. Верны ли следующие суждения?
А. К естественным первичным группам относится семья
Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе
а) многочисленный состав группы;
б) психологическая и поведенческая общность её членов;
в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;
г) создаются для выполнения экспериментальных заданий
А.10. Верны ли следующие суждения?
А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения
Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:
организованная, официальная, спонтанная, систематичная.
В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
большие, малые, референтные, реальные, экологические.
В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные
В.4. Установите соответствие
А. Гринпис
Б. Поэтический кружок.
В. Школьный класс.
Г. Международное объединение защиты животных
1) малая группа;
2) большая группа
В.5. Установите соответствие
А. Семья
Б. Люди с высшим образованием
В. Класс
Г. Бригада рабочих.
1) условные группы;
2) реальные группы
Задания С.
С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.
С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.
«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.
Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
- Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад
- Человек в группе
- Социальные группы: большие и малые
- Статус, роль и позиция человека в группе
- Групповые нормы, ценности, санкции
- Групповой эгоизм
- Конформизм и коллективизм.
- Человек не может жить в полном одиночестве.
- Социальная группа - это объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам.
- Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
- Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
- Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
- По количественному составу: от 2 до 40 человек.
- Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
- Малые группы бывают:
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
- Естественные группы делятся на:
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- Группа оказывает определенное давление
- на индивида.
- По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения :
- конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
- внушаемость (человек принимает линию поведения),
- активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
- нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
- Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
- Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
- 1. Малые группыМалые группы 10 класс. Профиль. МБОУ СОШ №55. Федотова О.П.
- 2. ПланПлан 1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа 2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы 3. Референтная группа3. Референтная группа 4. Межличностные отношения в4. Межличностные отношения в группахгруппах 5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах
- 3. 1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа Немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении Основа отношений, ценностей и норм поведения – общение и совместная деятельность
- 4. Малая группаМалая группа СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМАСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОТКРЫТАЯ СИСТЕМАОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮ
- 5. 2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы (КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП)(КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП) УСЛОВНЫЕУСЛОВНЫЕ РЕАЛЬНЫЕРЕАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ
- 6. Малые группыМалые группы ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕ
- 7. 3. Референтная группа3. Референтная группа ГРУППЫГРУППЫ РЕАЛЬНЫЕ ИЛИ УСЛОВНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМИ ОН СООТНОСИТ СЕБЯ КАК С ЭТАЛОНОМ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ КОТОРЫХ ОН РАЗДЕЛЯЕТ, СРАВНИВАЕТ С НИМИ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И ПОСТУПКИ
- 8. Функции референтной группыФункции референтной группы СРАВНИТЕЛЬНАЯСРАВНИТЕЛЬНАЯНОРМАТИВНАЯНОРМАТИВНАЯ
- 9. 4. Межличностные отношения4. Межличностные отношения в группахв группах ОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Межличностные отношения в группе – это сложная система связей личности с группой и каждым её членом
- 10. 5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ * ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ* ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВСИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙОТНОШЕНИЙ * ОТНОШЕНИЯ* ОТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ,НРАВСТВЕННЫЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМНОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМ РАЗВИТАЯРАЗВИТАЯ МАЛАЯМАЛАЯ ГРУППАГРУППА
- 11. Групповая интеграцияГрупповая интеграция ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ)(СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ) СОГЛАСОВАННОСТЬСОГЛАСОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГОЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИ ОБЩИХ ЗАДАЧОБЩИХ ЗАДАЧ СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПООРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМ
- 12. Групповая интеграцияГрупповая интеграция НЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕНЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА ИПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВАЛИДЕРСТВА ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ ОСЛАБЛЕНИЕОСЛАБЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИОТВЕТСТВЕННОСТИ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Семья как малая группа». 1. Особенности семьи как малой группы. 2. Психология семейных отношений. 3. Тендерное поведение. 4. Воспитание в семье.
C емья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Особенности семьи как малой группы Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга
ВИДЫ СЕМЕЙ
ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
Психология семейных отношений «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». Спектр семейных взаимоотношений муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительская семья и т. д.
Гендерное поведение Гендерные роли -нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению ». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Г ендерные различия
Воспитание в семье Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.
Задание для группы «Родители» Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Задание для группы «Молодежь» Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа направлена на проверку знаний по теме "Семья как малая группа" в 10 классе профильного уровня. Содержит два задания (текст в формате ЕГЭ)...
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему "Малые группы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Слайд 2
Понятие малой группы
Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Характеристики: Психологическая общность Наличие «мы- чувств» Поведенческая общность Основа: Общение и совместная деятельность – основа для возникновения эмоциональных отношений в группе и особых групповых ценностей и норм поведения.
Слайд 3
Малая группа как система
Социальная система Динамическая система Открытая система Самодостаточность
Слайд 4
Классификация малых групп
Условные группы Объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные группы Действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Они возникают: в связи с потребностями общества; по желанию включенных в эту группу людей.
Слайд 5
Лабораторные группы Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий согласно целям своих исследований Естественные группы Возникают в ходе развития общества. Подразделяются: на большие и малые; первичные и вторичные Первичные - между людьми существуют непосредственные контакты Вторичные - непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники»
Слайд 6
Формальные группы Создаются определенными организациями со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней четко определены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения Неформальные группы Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают самостоятельно. Могут возникать внутри формальных групп. Статусы и роли не прописаны, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.
Слайд 7
Референтные группы
Референтные группы – реальные или условные, значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ним свои взгляды и поступки. Функции референтной группы: Нормативная Сравнительная